ГОСТ Р ИСО 24510-2009: Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания по оценке и улучшению услуги, оказываемой потребителям


ГОСТ Р ИСО 24510-2009: Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания по оценке и улучшению услуги, оказываемой потребителям

Терминология ГОСТ Р ИСО 24510-2009: Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания по оценке и улучшению услуги, оказываемой потребителям оригинал документа:

2.4 активы (asset): Товары, формирующие капитал, используемые для оказания услуги (2.44).

Примечание 1 - Активы могут быть материальными или нематериальными. Примеры материальных активов: земля, здания, трубы, скважины, резервуары, очистные установки, оборудование, аппаратные средства. Примеры нематериальных активов: программное обеспечение, базы данных.

Примечание 2 - В отличие от предметов потребления в отчетности может отражаться амортизация активов.

Определения термина из разных документов: активы

2.35 восстановление (rehabilitation): Действие, восстанавливающее определенный уровень инфраструктуры (2.17) или совершенствующее ее для достижения более высокого уровня деятельности (2.24).

Определения термина из разных документов: восстановление

2.24 деятельность (performance): Достижения в ходе мероприятия, процесса (2.31) или организации.

Определения термина из разных документов: деятельность

2.6 доступность (availability): Степень, в которой инфраструктура (2.17), активы (2.4), ресурсы и работники системы коммунального водоснабжения (2.53) могут эффективно предоставлять услуги (2.44) потребителям (2.50) в соответствии с определенными видами деятельности (2.24).

Определения термина из разных документов: доступность

2.47 заинтересованная сторона (stakeholder): Лицо, или группа, или организация, заинтересованные в деятельности (2.24) или успехе организации.

Примеры - Потребители (2.50) и собственники зданий, компетентные органы (2.36), ответственные органы (2.42), операторы (2.23), работники оператора, внешние поставщики продукции, поставщики других услуг (2.44), подрядчики, местные сообщества (2.7), заказчики и ассоциации по защите окружающей среды, финансовые институты, научные и технические организации, лаборатории.

Примечание 1 - Определение адаптировано из определения «заинтересованная сторона» в стандарте ИСО 9000:2005.

Примечание 2 - В целях применения настоящего стандарта окружение (2.15) считается специфической заинтересованной стороной (см. 2.15, примечание 2).

Определения термина из разных документов: заинтересованная сторона

2.34 зарегистрированный потребитель (registered user), заказчик (клиент): Потребитель (2.50), для которого регистрируется соответствующая информация ответственным органом (2.42) или оператором (2.23).

Примечание - Термин «заказчик (клиент)» может считаться синонимом, если заказчик имеет коммерческие отношения, например в рамках соглашения об услуге (2.45),с системой коммунального водоснабжения (2.53). Термин «заказчик (клиент)» в настоящее время используется в таких выражениях, как «взаимодействие с заказчиками», «клиентские отношения».

Определения термина из разных документов: зарегистрированный потребитель

2.17 инфраструктура (infrastructure): Система материальных стационарных активов (2.4) - основных средств, необходимых для эксплуатации системы коммунального водоснабжения (2.53).

Примечание 1 - Определение адаптировано из стандарта ИСО 9000:2005.

Примечание 2 - Для системы коммунального водоснабжения (2.53) может быть также необходимо использование технического оборудования для транспортирования, которое не является стационарным (например, грузовые автомобили, фургоны, бутыли), на постоянной или временной основе или в чрезвычайных ситуациях. Рекомендуется использовать термин «инфраструктура» только для стационарного оборудования и установок.

Определения термина из разных документов: инфраструктура

2.32 качество (quality): Степень, в которой набор неотъемлемых характеристик соответствует требованиям (2.40).

[ИСО 9000:2005]

Примечание - Существует четкое различие между качеством продукта [питьевой водой (2.11) или очищенными сточными водами (2.51)] и качеством услуги (2.44). Настоящий стандарт не содержит спецификаций по качеству продукта.

Определения термина из разных документов: качество

2.36 компетентный орган (relevant authority): Государственный (общественный) орган, имеющий право устанавливать общую политику, планы или требования (2.40) или проверять соответствие этим правилам по всем системам коммунального водоснабжения (2.53), входящим в его сферу компетенции.

Примеры - Национальные, региональные или местные правительства, государственные (общественные) органы, регулирующие инстанции.

Примечание - Для конкретной системы коммунального водоснабжения может быть несколько компетентных органов, обладающих компетенцией в разных областях.

Определения термина из разных документов: компетентный орган

2.14 коэффициент полезного действия (КПД) (efficiency): Отношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

[ИСО 9000:2005]

Определения термина из разных документов: коэффициент полезного действия (КПД)

2.22 локальная система (on-site system): Набор физических активов (2.4), необходимых для поставки питьевой воды (2.11) или сбора и очистки сточных вод (2.51) без физического соединения (2.9) с централизованными установками системы коммунального водоснабжения (2.53).

Определения термина из разных документов: локальная система

2.20 менеджмент (management): Скоординированные мероприятия для управления организацией и контроля за ней.

[ИСО 9000:2005]

Примечание 1 - В английском языке термин «менеджмент» иногда относится к людям, т.е. к лицу или группе лиц, имеющих полномочия и несущих ответственность за руководство организацией и контроль над ней. Когда слово «менеджмент» используется в этом смысле, всегда следует дополнять его каким-либо уточнением во избежание путаницы с понятием «менеджмент», приведенным выше. Например, выражение «менеджмент должен ...» не приветствуется, а выражение «топ-менеджмент должен ...» вполне приемлемо.

Примечание 2 - Термин «менеджмент» может определяться той сферой, к которой он относится в контексте, например: менеджмент в сфере здравоохранения, менеджмент в сфере охраны окружающей среды, менеджмент рисков и т.д.

Определения термина из разных документов: менеджмент

2.7 местное сообщество (community): Одно или несколько физических или юридических лиц и в соответствии с национальным законодательством или местной практикой их ассоциации, организации или группы, имеющие интерес в той сфере, где предоставляется услуга (2.44).

Определения термина из разных документов: местное сообщество

2.37 надежность (reliability) (информации): Степень уверенности в информации при представлении или оценивании соответствующего рассматриваемого объекта.

Примечание - Информация может быть в виде данных, показателей (2.16) или приблизительных оценок.

Определения термина из разных документов: надежность

2.33 норма прибыли (rate of return): Показатель прибыльности проекта в процентах, равный доходу от проекта, поделенному на инвестиции в проект.

Примечание - Период определения показателя может быть равен году или сроку инвестирования.

Определения термина из разных документов: норма прибыли

2.19 обслуживание (maintenance): Комбинация всех технических, административных и управленческих действий в процессе срока службы актива (2.4) в целях поддержания его в состоянии, в котором он может выполнять требуемые функции, или возвращения его в такое состояние.

Определения термина из разных документов: обслуживание

2.43 ограничение (restriction): Ситуация, когда услуга (2.44) не отвечает условиям доступности, оговоренным в соглашении об услуге (2.45).

Примечание - Ограничения могут быть плановыми или внеплановыми.

Определения термина из разных документов: ограничение

2.15 окружающая среда (environment): Окружение, в котором работает организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения.

[ИСО 14001:2004]

Примечание 1 - Термин «окружение» в этом контексте расширен от окружения в рамках организации до глобальной системы.

Примечание 2 - Для целей применения настоящего стандарта окружающая среда считается специфической заинтересованной стороной (2.47). Интересы данной специфической заинтересованной стороны (2.47) могут представлять компетентные органы (2.36), местные сообщества (2.7) или другие группы, например неправительственные организации (NGO).

Определения термина из разных документов: окружающая среда

2.23 оператор (operator): Лицо или организация, выполняющие повседневные процессы (2.31) и мероприятия, необходимые для оказания услуги (2.44).

Примечание 1 - Для данной системы коммунального водоснабжения (2.53) может быть один или несколько операторов, например отдельные операторы для услуг (2.44) по управлению установками, выставлению счетов и ремонту. Их задачи определяются ответственными органами (2.42). Оператор может передать некоторые свои функции субподрядчикам, если это допускается ответственным органом.

Примечание 2 - Оператор (операторы) может юридически отличаться или не отличаться от ответственного органа (2.42). Они могут быть государственными или частными. Примеры, когда ответственный орган и оператор юридически не отличаются друг от друга: технический отдел муниципалитета, специальное подразделение регионального органа власти. Примеры юридически отличающихся ответственного органа и оператора: общественная организация, частная компания, мелкий подрядчик, неправительственная организация, кооператив.

Примечание 3 - В контексте настоящего стандарта «оператор» не является лицом, нанятым организацией для управления единицей оборудования или процессом (2.31).

Определения термина из разных документов: оператор

2.42 ответственный орган (responsible body): Орган, несущий общую юридическую ответственность за оказание услуг (2.44) по предоставлению питьевой воды (2.11) или удалению сточных вод (2.51) для данного географического района.

Пример - Местный или муниципальный орган власти (например, администрация города, селения), региональная администрация, национальное или федеральное правительство, действующее через специальное ведомство, или частная компания.

Примечание 1 - Ответственный орган может быть государственным или частным.

Примечание 2 - Ответственный орган действует в рамках законодательства и полномочий, установленных компетентными органами (2.36); он выбирает стратегию, конкретные принципы, адаптированные к характеристикам своего района ответственности, и общую организацию соответствующей системы коммунального водоснабжения (2.53).

Примечание 3 - Ответственный орган может эксплуатировать систему коммунального водоснабжения напрямую с помощью собственных средств через внутреннего оператора [прямой или внутренний менеджмент (2.20) или внутренний местный] или поручить одному или нескольким операторам (2.23) выполнение операций (менеджмент «из внешних источников» или по контракту).

Определения термина из разных документов: ответственный орган

2.41 отходы (residues): Субпродукты, полученные в результате различных процессов (2.31), воздействующих на питьевую воду (2.11)или сточные воды (2.51).

Примечание - Отходы могут быть жидкими, твердыми, газообразными или смешанными.

Примеры - Грязь, осадок отстойника, песок или гравий, масло, мусор.

Определения термина из разных документов: отходы

2.10 охват (coverage): Степень, в которой активы (2.4) системы коммунального водоснабжения (2.53) позволяют предоставлять услуги (2.44) потребителям (2.50) внутри определенного района ее ответственности.

Определения термина из разных документов: охват

2.3 оценка (assessment): Процесс (2.31) или результат этого процесса - сравнение конкретного объекта с соответствующими справочными данными.

Определения термина из разных документов: оценка

2.11 питьевая вода (drinking water): Вода, предназначенная для потребления человеком.

Примечание - Требования (2.40) к спецификациям по качеству (2.32) питьевой воды в целом определяются национальными компетентными органами (2.36). Руководящие указания установлены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Определения термина из разных документов: питьевая вода

2.16 показатель (indicator): Параметр или значение, полученное из параметров, дающие информацию о рассматриваемом объекте, значимость которой гораздо выше, чем значимость, непосредственно ассоциирующаяся со значением параметра.

Примечание 1 - Определение адаптировано из документа ОЭСР «Основные наборы показателей для анализа деятельности по защите окружающей среды» [10].

Примечание 2 - Показатели могут относиться к контексту, условиям, средствам, мероприятиям или видам деятельности (2.24).

Определения термина из разных документов: показатель

2.50 потребитель (user): Лицо, группа или организация, получающие выгоду от доставки питьевой воды (2.11) и связанных с этим услуг (2.44) или мероприятий по удалению сточных вод (2.51).

Примечание 1 - Потребители являются одной из категорий заинтересованных сторон (2.47).

Примечание 2 - Потребители могут относиться к разным экономическим секторам: бытовые потребители, торговля, промышленность, сфера услуг, сельское хозяйство.

Примечание 3 - Термин consumer (потребитель) тоже может использоваться, но в большинстве стран относительно коммунальных услуг более часто употребляется термин user. Первый термин не подходит для услуг, связанных с удалением сточных вод.

Определения термина из разных документов: потребитель

2.18 прерывание (interruption): Ситуация, когда услуга (2.44) недоступна.

Примечание - Прерывания могут быть плановыми или незапланированными.

Определения термина из разных документов: прерывание

2.30 процедура (procedure): Определенный способ осуществления мероприятия или процесса (2.31).

Примечание - Процедуры могут быть документированы или не документированы.

Определения термина из разных документов: процедура

2.31 процесс (process): Набор взаимосвязанных или взаимодействующих мероприятий, с помощью которых вложения на входе трансформируются в результаты на выходе.

[ИСО 9000:2005]

Определения термина из разных документов: процесс

2.46 район обслуживания (service area): Местный географический район, на который распространяется юридическая или контрактная обязанность организации по предоставлению услуги (2.44).

Примечание - Границы района обслуживания могут совпадать с политическими границами (например, коммунальное хозяйство города), могут быть установлены законодательным актом (например, создание районного коммунального хозяйства) или соглашениями между разными юрисдикциями [например, соглашения между городами о предоставлении услуг по удалению сточных вод (2.51)].

Определения термина из разных документов: район обслуживания

2.39 ремонт (repair): Действие в отношении несоответствующего продукта, оборудования или приспособления с целью сделать их приемлемыми для использования по назначению, но при этом, не изменяя первоначальные параметры продукта, оборудования или приспособления.

Примечание 1 - Определение адаптировано из стандарта ИСО 9000:2005.

Примечание 2 - Ремонт включает устранение неисправностей в отношении продукта, ранее соответствовавшего требованиям, в целях его восстановления для дальнейшего использования, например, как часть обслуживания (2.19).

Примечание 3 - Ремонт может повлиять на части несоответствующего продукта или изменить их.

Примечание 4 - Ремонт может быть плановым [например, профилактическое обслуживание (2.19)] или внеплановым (например, в случае поломки).

Определения термина из разных документов: ремонт

2.53 система коммунального водоснабжения (water utility): Целая система организаций, процессов (2.31), мероприятий, средств и ресурсов, необходимых для извлечения, очистки, распределения или поставки питьевой воды (2.11) или для сбора, очистки и удаления сточных вод (2.51) и для оказания связанных с этим услуг (2.44).

Примечание 1 - Некоторыми ключевыми характеристиками системы коммунального водоснабжения являются следующие:

- ее задача заключается в предоставлении услуг питьевого водоснабжения или удаления сточных вод или услуг обоих видов;

- физический район ее ответственности и население, проживающее в этом районе;

- ответственный орган (2.42) системы;

- общая организация, где функцию оператора (2.23) выполняет ответственный орган или юридически отличающийся от него оператор (операторы);

- тип физических систем, используемых для предоставления услуг с разными степенями централизации.

Примечание 2 - Система питьевого водоснабжения означает систему, работающую только с питьевой водой, система удаления сточных вод означает систему, работающую только со сточными водами.

Примечание 3 - Если сложно отличить ответственный орган от оператора или в этом нет необходимости, термин «система коммунального водоснабжения» охватывает оба понятия.

Примечание 4 - В английском языке water service (система водоснабжения) может быть использован как синоним термина water utility (система коммунального водоснабжения) (см. 2.44, примечание 4), но настоящий стандарт не рекомендует использовать этот термин таким образом.

Определения термина из разных документов: система коммунального водоснабжения

2.21 система менеджмента (management system): Система для разработки политики и целей и достижения этих целей.

[ИСО 9000:2005]

Примечание - Система менеджмента системы коммунального водоснабжения (2.53) может включать разные системы менеджмента, например: систему менеджмента качества (2.32), систему финансового менеджмента или систему менеджмента в сфере окружающей среды.

Определения термина из разных документов: система менеджмента

2.12 система питьевого водоснабжения (drinking water system): Материальные активы (2.4), необходимые для извлечения, очистки, распределения или поставки питьевой воды (2.11).

Определения термина из разных документов: система питьевого водоснабжения

2.52 система удаления сточных вод (wastewater system): Материальные активы (2.4), необходимые для сбора, очистки и удаления или повторного использования сточных вод (2.51), а также отходов (2.41) сточных вод (2.51).

Определения термина из разных документов: система удаления сточных вод

2.45 соглашение об услуге (service agreement): Достижение договоренности между зарегистрированным потребителем (2.50) и системой коммунального водоснабжения (2.53) на условиях предоставления услуги (2.44).

Пример - Контракт.

Примечание - Соглашение об услуге может быть подразумеваемым или ясно выраженным.

Определения термина из разных документов: соглашение об услуге

2.9 соединение (connection): Набор физических компонентов, обеспечивающих связь между точкой доставки (2.26) и местной водопроводной магистралью или точкой сбора (2.25) и канализацией.

Примечание 1 - Для систем питьевого водоснабжения (2.12) в настоящее время используется термин «ответвление трубопровода», но соединение может включать компоненты, отличные от ответвлений, например клапаны, счетчики и пр.

Примечание 2 - В англоговорящих странах для систем удаления сточных вод (2.52) также может использоваться термин «дренажная система»; соединение может также оснащаться дополнительным оборудованием.

Определения термина из разных документов: соединение

2.8 степень достоверности (confidence grade): Оценка (2.3) качества (2.32) относительно показателей точности (2.1)и надежности (2.37).

Определения термина из разных документов: степень достоверности

2.51 сточные воды (wastewater): Вода, возникающая в результате любой комбинации домашней, промышленной или коммерческой деятельности, поверхностные стоки и вода из коллекторов, что может включать и ливневые стоки, выпущенная в окружающую среду (2.15) или канализационный коллектор.

Примечание 1 - Определение сточных вод в настоящем стандарте также включает бытовые отходы в неразбавленном виде.

Примечание 2 - Сточные воды могут поступать в отдельную или комбинированную канализационную систему.

Определения термина из разных документов: сточные воды

2.49 тариф (tariff): Структурированные общедоступные элементы, позволяющие рассчитать цену (2.29), уплачиваемую за продукт или услугу (2.44).

Пример - Твердый (единый) тариф за кубический метр питьевой воды (2.11), блоки с пропорционально увеличивающимися или снижающимися ценами (2.29), цены присоединения (2.9) в зависимости от диаметра трубы.

Определения термина из разных документов: тариф

2.26 точка доставки (point-of-delivery) (питьевой воды): Физическая фиксированная граница, ниже которой по направлению потока система коммунального водоснабжения (2.53) не несет общей юридической ответственности за услугу (2.44) или инфраструктуру (2.17).

Примеры - Коробка соединения (2.9), счетчик, граница между частным и общественным имуществом.

Примечание 1 - Точка доставки в целом определяется в соглашении об услуге (2.45).

Примечание 2 - В целом работники системы коммунального водоснабжения не обладают юридическими полномочиями на получение прямого физического доступа к установкам, расположенным ниже точки доставки по направлению потока.

Определения термина из разных документов: точка доставки

2.28 точка использования (point-of-use): Физическая фиксированная граница, где обычно потребитель (2.50) забирает воду для использования.

Примеры - Кран, питьевой фонтанчик общего доступа.

Примечание 1 - Точка использования может находиться в частной или общественной собственности.

Примечание 2 - Точка использования может совпадать с точкой доставки (2.26), например в случае питьевого фонтанчика общего доступа.

Определения термина из разных документов: точка использования

2.25 точка сбора (point-of-collection) (сточных вод): Физическая фиксированная граница, выше которой по направлению потока система коммунального водоснабжения (2.53) не несет общей юридической ответственности за услугу (2.44) или инфраструктуру (2.17).

Пример - Граница между частным и общественным имуществом.

Примечание 1 - Точка сбора в целом определяется в соглашении об услуге (2.45).

Примечание 2 - В целом работники системы коммунального водоснабжения не обладают юридическими полномочиями на получение прямого физического доступа к установкам, расположенным выше точки сбора по направлению потока.

Определения термина из разных документов: точка сбора

2.27 точка сброса (point-of-discharge): Физическая фиксированная граница, где обычно происходит сброс сточных вод (2.51) потребителем (2.50) для сбора и удаления.

Примеры - Раковина, унитаз.

Определения термина из разных документов: точка сброса

2.1 точность (accuracy): Приближенность соответствия между измеренным показателем и принятым справочным значением.

Примечание 1 - Термин «точность», применяемый к серии измерений, включает комбинацию случайных составляющих и распространенную систематическую ошибку или систематическую погрешность.

Примечание 2 - Определение адаптировано из стандарта ИСО 5725-1:1994.

Определения термина из разных документов: точность

2.40 требование (requirement): Потребность или ожидание, которые сформулированы, в целом подразумеваются или являются обязательными.

[ИСО 9000:2005]

Примечание - Выражение «в целом подразумеваются» означает, что это обычная практика для системы питьевого водоснабжения или удаления сточных вод, потребителей (2.50) услуги (2.44) и других заинтересованных лиц, что рассматриваемая потребность или ожидание подразумеваются.

Определения термина из разных документов: требование

2.5 управление активами (asset management): Процессы (2.31), с помощью которых система коммунального водоснабжения (2.53) может направлять, контролировать и оптимизировать предоставление, обслуживание (2.19) и использование активов (2.4), инфраструктуры (2.17), включая необходимые затраты на определенные виды деятельности (2.24) в течение их срока службы.

Определения термина из разных документов: управление активами

2.44 услуга (service): Результат процесса (2.31).

Примечание 1 - Определение адаптировано из определения термина «продукт» в стандарте ИСО 9000:2005.

Примечание 2 - Услуги являются одной из четырех видовых категорий продуктов вместе с программным обеспечением, аппаратными средствами и технологическими материалами. Многие продукты включают элементы, принадлежащие к различным видовым категориям. От доминирующего элемента зависит, может ли продукт называться услугой.

Примечание 3 - Услуга является результатом по крайней мере одного действия, которое в обязательном порядке выполняется на стыке взаимодействия поставщика услуги и, во-первых, ее потребителя (2.50), а во-вторых, заинтересованной стороны (2.47). Услуга обычно нематериальна. Предоставление услуги может включать, например, следующее:

- деятельность в отношении материального продукта, поставляемого потребителем, например сточных вод (2.51);

- деятельность в отношении нематериального продукта, исходящего от потребителя, например обработка заказов на новое подсоединение (2.9);

- поставка нематериального продукта, например поставка информации;

- создание окружения для потребителя, например обслуживающих офисов.

Примечание 4 - Слово service (услуга; служба) в английском языке может также относиться к юридическому лицу, осуществляющему действия, относящиеся к рассматриваемому вопросу, как, например, подразумевается в выражениях bus service (автобусное сообщение), police service (полицейская служба), fire service (пожарная служба), water or wastewater service (водоснабжение или удаление сточных вод). В этом контексте слово service подразумевает юридическое лицо, оказывающее услугу (например, «перевозка пассажиров», «обеспечение общественной безопасности», «пожарная защита и пожаротушение» и «доставка питьевой воды или сбор сточных вод»). Если слово service понимается таким образом, water service (водоснабжение) является синонимом water utility (система коммунального водоснабжения) (2.53); поэтому в настоящем стандарте во избежание путаницы применяется только определение в пункте 2.44.

Определения термина из разных документов: услуга

2.48 устойчивое развитие (sustainable development): Развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности.

Определения термина из разных документов: устойчивое развитие

2.29 цена (price): Компенсация в денежном или другом выражении за поставку продукта или оказание услуги (2.44).

Примечание - Где приемлемо, цена выражается в отношении единицы продукта или услуги.

Пример - Цена кубического метра питьевой воды (2.11), цена подсоединения (2.9) за 20 метров в длину.

Определения термина из разных документов: цена

2.2 экономическая доступность (affordability): Способность быть экономически приемлемым для потребителей (2.50).

Примечание - Экономическая доступность может оцениваться посредством степени, в которой плата за услуги (2.44) может вноситься целевыми социальными группами потребителей без значительных неблагоприятных экономических или социальных последствий для них, с учетом пособий и субсидий и программ помощи для потребителей с низкими доходами.

Определения термина из разных документов: экономическая доступность

2.13 эффективность (effectiveness): Степень, в которой реализуются планируемые мероприятия и достигаются планируемые результаты.

[ИСО 9000:2005]

Определения термина из разных документов: эффективность

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. . 2015.

Смотреть что такое "ГОСТ Р ИСО 24510-2009: Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания по оценке и улучшению услуги, оказываемой потребителям" в других словарях:

  • ГОСТ Р ИСО 24510-2009 — 50 с. (8) Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания по оценке и улучшению услуги, оказываемой потребителям разделы 03.080.30, 13.060.20, 13.060.30 …   Указатель национальных стандартов 2013

  • система удаления сточных вод — 2.52 система удаления сточных вод (wastewater system): Материальные активы (2.4), необходимые для сбора, очистки и удаления или повторного использования сточных вод (2.51), а также отходов (2.41) сточных вод (2.51). Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • система питьевого водоснабжения — 2.12 система питьевого водоснабжения (drinking water system): Материальные активы (2.4), необходимые для извлечения, очистки, распределения или поставки питьевой воды (2.11). Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • деятельность — 4.3 деятельность (activity): Совокупность согласованных задач процесса. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 2010: Информационная технология. Системная и програ …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • система коммунального водоснабжения — 2.53 система коммунального водоснабжения (water utility): Целая система организаций, процессов (2.31), мероприятий, средств и ресурсов, необходимых для извлечения, очистки, распределения или поставки питьевой воды (2.11) или для сбора, очистки и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • точка — 4.8 точка (pixel): Минимальный элемент матрицы изображения, расположенный на пересечении п строки и т столбца, где п горизонтальная компонента (строка), т вертикальная компонента (столбец). Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • оценка — 3.9 оценка (evaluation): Систематическое определение степени соответствия объекта установленным критериям. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 99: Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • потребитель — (относительно услуг здравоохранения) [consumer (in relation to healthcare services)]: Личность, нуждающаяся в оказании, запланированная на оказание которой оказываются или оказаны медицинские услуги. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 18308 2008:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Управление — 2 Управление Совокупность целенаправленных действий, включающая оценку ситуации и состояние объекта управления Выбор управляющих воздействий и их реализация (ГОСТ 34.003 90). Применительно к персоналу (как объекту управления) под управлением… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.